Готическое искусство |
Страница 23 из 31 Монументальная живопись утратила в готический период значение, какое она до тех пор имела в средневековом искусстве. В готическом соборе почти исчезает гладкая поверхность стены, на которой могла бы разместиться фреска. Зато теперь для изображений используются огромные окна. Изображения в окнах, так называемые витражи, скорее могут быть сопоставлены с мозаикой, чем с живописью, исполняемой кистью. Они набираются по предварительно сделанному картону из кусочков цветного стекла, которые вставляются в свинцовые ободки, закрепляемые в переплете окна. Использование цветных стекол в окнах церквей восходит к раннему средневековью, но старейшие дошедшие до нас витражи принадлежат позднероманскому стилю. Все же подлинного расцвета это искусство достигло лишь в период готики, когда увеличение размеров окон открыло возможность для создания больших и сложных композиций. Искрящиеся в лучах солнца, разливающие вокруг призрачный окрашенный свет, витражи сообщают интерьеру ту необычность и сказочное великолепие, к которому всегда стремились церковники. |