Раннехристианское искусство |
Страница 12 из 45 Манера исполнения фресок катакомб типична для живописи поздней античности. Фигуры и предметы, как правило, объемны, основными средствами их изображения служат цветовое пятно и светотеневая моделировка. Лишь очень редко стремление противопоставить духовное начало телесному приводит художника к некоторому пренебрежению материальностью формы. Чаще всего такое стремление проявляется в изображениях орант, как, например, во фреске IV века из катакомб «Винья Массими» в Риме. Фигура женщины здесь небрежно очерчена контуром, тело исчезло под плоским хитоном, зато особенное внимание обращено на лицо и глаза. Иногда, чтобы создать впечатление молитвенного экстаза, глаза делались преувеличенно большими. Однако подобные приемы скорее исключение, чем правило в живописи катакомб. К тому же сходные явления можно встретить и в языческом искусстве позднего Рима. |