Готическое искусство Франции |
Страница 36 из 66 В приемах исполнения шартрской скульптуры еще очень много романских черт. Особенно близка она к бургундской школе, с которой ее роднит подвижность фигур, одухотворенность лиц, мягкость и вместе с тем орнаментальная прихотливость складок. Но, присмотревшись к ней, мы обнаружим и новые черты, сильнее всего сказавшиеся в статуях. Статуи Шартра и Сен Дени — важная веха в развитии средневековой монументальной пластики. Впервые в ее истории скульптура отделяется от стены, приобретает округлость, выступает в реальное пространство. Правда, фигуры шартрских царей и пророков очень скованы в движении и полностью подчиняются архитектурным формам. Приставленные к колоннам, они целиком включены в ритм обрамляющих портал вертикальных тяг. Тела вытянуты и столпообразны, позы фронтальны, руки плотно прижаты к груди. Но это был первый шаг на том пути, который спустя столетие привел к блестящему расцвету готической статуарной скульптуры. |